Приветствую Вас Гость | RSS
Четверг
16.05.2024, 13:13
Labs JaworowskiSoftPC
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [14]
Мои собственные статьи, материалы, подборки и т.п.
Литература [6]
Полезные книги и статьи для любого человека, интересующегося сетевым бизнесом.

Поиск

Главная » Статьи » Мои статьи

Заметки №8 Краткая история Сетевого Маркетинга

История сетевого маркетинга

Карл Ренборг

 

Начало

 

История Сетевого маркетинга берет своё начало в 20-ых годах 20-го века.

Ключевой фигурой стал американец Карл Ренборг (1887 - 1973), чьи реализованные идеи превратились в индустрию Сетевого маркетинга с более чем 200 миллиардным оборотом.

Ренборг родился 15 мая 1887 года во Флориде, в городе Санкт-Питерсберге. С раннего детства он читал запоем и поэтому всегда удивлял окружающих эрудицией в самых разных областях знаний. Он хорошо разбирался в философии, религии, истории, политике, астрономии, математике, аэродинамике, химии, в правах человека. Знал несколько языков, включая китайский. Хотя Ренборг не был религиозен, многие годы он потратил на изучение христианства, совершил паломничества в Палестину, Израиль и Египет.

Но особый интерес его жизни еще в юные годы - изучение мировой популяции растений, пищевых запасов планеты и технологии консервации натуральных продуктов. Его первой любовью была наука о питании. "Идея была привлекательна, отвечала моим идеалам, и я был настырным",- впоследствии вспоминал Ренборг.

 

Китайские наблюдения

 

В 1915 году 27-летний Ренборг, уже будучи доктором химии, заключает контракт с одной из американских нефтяных компаний и перебирается в Китай, в Тяньцзинь. Правда, работает бухгалтером. Чуть позже - контролером в судостроительной компании, затем - представителем Американской молочной компании, наконец - представителем Colgate Products Company в Шанхае.

Двенадцать лет Ренборг прожил в Китае, работая в различных американских компаниях (нефтяных, судостроительных) и уже тогда стал задумываться о системе правильного питания человека и роли в ней витаминов. В середине 20-х годов он среди многих других иностранцев оказался в тюрьме, когда к власти в Китае пришли революционные силы под руководством генерала Чан Кай-Ши.

А вокруг страшная нищета. Китайцы с трудом сводят концы с концами. Какое здоровое питание?! Была бы рисовая лепешка, скудный суп и вода. Неподалеку от завода Colgate - фабричная кухня для китайских рабочих. В полдень собирается толпа чумазых людей в робах. Все с жестяными мисками. Кто получил свою порцию мутной жидкости - счастливчик. Это почти царский обед. За всем этим и наблюдает Карл Ренборг. Именно тогда он понимает, что необходимо создавать дешевые пищевые добавки, которые смогут хоть как-то разнообразить нищенское питание китайцев. Он тщательно изучает литературу о питании, делает записи своих наблюдений. Его ключевые выводы: здоровье человека зависит, во-первых, не от того, что он ест, а от того, что не ест; а во-вторых - от специальных диет. По поводу первого вывода еще можно поспорить, второй же был доказан в шанхайском лагере.

Революционные войска Чан Кайши непримиримы к любым проискам акул империализма. По всей стране сотни тюрем. Самая знаменитая - лагерь для интернированных в Шанхае. В его стенах - тысячи иностранцев: французы, немцы, американцы. Условия чудовищные. В 1923 году получает свой срок и 35-летний американец Карл Ренборг.

Тюрьма - не лучшее место для научных экспериментов, считают его друзья, а он часами напролет рассказывает им о своих опытах в области здорового питания. "Вынужденная тюремная диета - уникальная возможность поэкспериментировать над своим организмом",- шутит Ренборг. И каким-то образом неугомонный химик убеждает китайских охранников регулярно приносить ему разные растения, которые можно раздобыть в окрестностях тюрьмы. Охранники, посмеиваясь, все же пропалывают леса-поля и каждый день пучками сваливают на нары странного зека китайскую флору: побеги бамбука, свежие листья папоротника и корешки женьшеня. А тот знай себе часами сидит в уголке и строгает заточенной железкой гвозди. "Организму необходимо железо",- улыбается химик и добавляет в тухлое мясо опилки ржавого гвоздя. Свои экспериментальные блюда Карл поглощает сам и предлагает соседям. Многие морщат нос и отказываются. Годом позже из лагеря вышли именно те, кто сидел на диете Ренборга. Остальные до свободы не дожили.

 

Чердачное озарение

 

В 1927 году Ренборг вернулся в США без гроша в кармане и довольствовался случайными заработками. Его бизнес в Китае имел успех, однако войны подорвали коммерцию большинства иностранных фирм, в том числе компании, где работал Ренборг. "Я вернулся в США без денег. Занимался чем придется, чтобы заработать на хлеб с маслом.»

Идеи, родившиеся в Китае, не оставляли его. Он арендовал захламленный чердак в городе Бальбоа-Айланд в Калифорнии и устроил там маленькую лабораторию, где продолжил эксперименты над растительными продуктами. Там он и начал разрабатывать методы концентрации питательных веществ из растений.

В 1931 году на химика снизошло озарение. Как-то раз он обнаружил растение, которое содержит почти все минералы и витамины, большое количество белка и много других полезных компонентов. Это была люцерна, которую в Китае называют "основой всех благ". Вскоре он изобретает новую пищевую добавку, в которую помимо люцерны вошли петрушка и водяной кресс, и в 1933 году начинает проверять ее действие на друзьях. А если точнее, то дело было так: Ренборг просил друзей испытать эти препараты, а те прятали маленькие коробочки с порошками подальше в тумбочку. Правда, через какое-то время они каялись Карлу, что, мол, так и не решились откушать волшебного снадобья.

 

 

Новый бизнес

 

И тут Ренборгу приходит в голову банальная мысль: к бесплатным продуктам люди относятся несерьезно. Если он будет назначать за добавки какую-то цену, то люди будут употреблять их хотя бы потому, что они за это заплатили. Так Ренборг и сделал, и его препараты стали давать первые, поистине сногсшибательные результаты. Дамы свежели на глазах, а измученные Великой депрессией, крахами и банкротствами джентльмены отмечали на своих лицах по утрам зачатки румянца. И никаких дурных мыслей. О таинственных продуктах Ренборга поползли слухи, знакомые его друзей просили устроить им встречу с химиком-благодетелем. И тогда у Ренборга появилась идея создать принципиально новую стратегию бизнеса.

В тот момент экономика США пожинала плоды жесточайшего кризиса. Тысячи обанкротившихся банков, заводов и фабрик, колоссальная безработица. Надо ли говорить, что многие искали возможности для самореализации в малом бизнесе. Ренборг сделал друзей и знакомых первыми своими дистрибуторами: "Предложите эти препараты своим друзьям, а я вам заплачу комиссионные после того, как они их купят". Он назвал эту схему продаж маркетингом по рекомендациям. (Означающие то же самое термины "многоуровневый маркетинг" и "сетевой маркетинг" появились уже после смерти Ренборга.)

 

Суть схемы сводится к тому, что, продавая товар, торговые представители (дистрибьютеры) компании предлагают покупателю тоже стать дистибьютером. И так до бесконечности. Таким образом, каждый новичок имеет возможность построить свой собственный бизнес, свою собственную дистрибьютерскую сеть. Задача компании - регулярно снабжать каждого дистрибьютера продукцией и выплачивать ему комиссионные как за тот товар, который продал сам дистрибьютер, так и за товары, которые продали привлеченные им торговые представители. В результате дистрибьютер, который находится на вершине огромной сети, может сам лично уже ничего не продавать, но все равно будет получать пожизненные проценты от продаж дистрибьютеров его сети. А поскольку сеть может разрастаться практически до бесконечности, в некоторых компаниях сетевого маркетинга такие проценты называются процентами с бесконечности.

 

Возникновение понятия «Спонсор»

 

Кроме того, Ренборг впервые придумал и разработал чрезвычайно важный в современном многоуровневом маркетинге принцип спонсирования. Слово "спонсор" в переводе с английского языка означает поручитель. Применительно к своему бизнесу Ренборг трактовал это понятие так: под спонсированием в маркетинге по рекомендациям подразумевается то, что торговый представитель компании, пригласивший в этот бизнес новичка, не только во всем ему помогает, не только его всему обучает, но и несет ответственность за его дальнейшую работу.

 

California Vitamins Inc. (Nutrilite Products)

Схема заработала, и в 1934 году Ренборг создает в Бальбоа-Айланде компанию California Vitamins Inc., компания быстро достигла оборота 7 миллионов долларов, не вложив ни одного доллара в рекламу, a в 1939-м, после его переезда в Лос-Анджелес и появления названия Nutrilite у его препарата, переименовывает свое предприятие в Nutrilite Products.

Первые годы Ренборг вкладывал в бизнес практически все, что зарабатывал: "Создавая компанию, мы собирали доходы по крупицам и всю прибыль вкладывали в дело. Например, когда компания выросла до $20 тыс. чистой прибыли в год, я платил себе зарплату $300 в месяц, то есть $3600 в год. Когда мы стали делать миллионы, они также после уплаты налогов расходовались на приобретение земли, возделывание полей, оборудование, производство и т. п.". В 1946 году правой рукой Ренборга, незаменимым секретарем и казначеем компании становится его жена Эдит Ренборг. Фактически она и создала тот прочный финансовый фундамент, на который не только опиралась вся научная и производственная деятельность компании, но который позволял осуществлять инвестиции и давать кредиты многим тысячам дистрибуторов.

 

Рич Де Вос и Джей Ван Эндел

 

В 1949 году в компании Nutrilite появились два талантливых молодых человека - Рич Де Вос и Джей Ван Эндел. После первых успехов в этом бизнесе они создали в городе Ранд Рапис, штат Мичиган, торговую фирму по реализации продукции Nutrilite и назвали ее Ja-Ri Corp. "Рич, а ты понимаешь, что тот маркетинговый план, который придумал Ренборг, абсолютно универсальный? Его ведь можно применить к массовым продажам любой продукции!" И Джей предлагает компаньону отделиться от компании Nutrilite.

 

American Way Corporation (AmWay)

 

В 1959 году Вос и Эндел создают свою собственную компанию American Way Corporation, или AmWay, которая, в отличие от Nutrilite, не ограничивается реализацией пищевых добавок, а занимается распространением еще и хозяйственных товаров для домашнего использования. В результате AmWay не просто повторила успех Nutrilite Products, но и превзошла своего партнера. Причем даже по объемам продаж пищевых добавок самой Nutrilite. В результате в 1972 году AmWay купила контрольный пакет Nutrilite. По оценкам маркетологов, на сегодня AmWay является самой крупной компанией сетевого маркетинга в мире: объем ее продаж составляет $2 млрд. в год.

Придуманный Ренборгом принцип продаж был позаимствован и другими. Самые известные компании, которые в свое время активно продвигали товар при помощи многоуровневого маркетинга, это Coca-Cola, Colgate, Gilette, Visa, Lipton, Ford, Xerox.

 

Официальное признание Сетевого Маркетинга

 

Но были в победном шествии многоуровневого маркетинга и серьезные провалы. Рост сетевого маркетинга в конце 60-х - начале 70-х годов был заметно заторможен из-за неприятного события, продержавшего пионеров этого бизнеса в напряжении почти четыре года. В то время в США буйным цветом расцвели мошеннические финансовые и торговые "пирамиды". Они собирали деньги с доверчивых граждан, обещая им за это колоссальные дивиденды - до 1000% годовых. Правительство США было всерьез обеспокоено этой проблемой, и в 1975 году Федеральная комиссия по торговле выпустила ряд положений о структурах типа "пирамида". Главным объектом для нанесения удара была выбрана компания AmWay, которая как козел отпущения была привлечена к ответственности. Над MLM нависла угроза запрета. Однако в ходе длительного расследования с привлечением огромного количества специалистов было установлено, что деятельность компании не является "жульнической пирамидой", а метод продвижения товаров, названный многоуровневым маркетингом, является вполне приемлемым и допустимым.

Когда компания Ренборга развернулась, он зажил припеваючи, отдавшись своим многочисленным хобби. Теперь он мог позволить себе посвятить часть времени одному из увлечений молодости - астрономии. Благо денег достаточно. Он облюбовал маленькую обсерваторию в калифорнийских горах, где проводил время в изучении звездного неба. Он много пишет о своих наблюдениях и готовит книгу о звездных мирах и своих открытиях в астрономии. Временами он уединяется на Таити, любимом месте отдыха, где у него собственный дом. В общем, Ренборг еще при жизни стал знаменитостью. Среди его друзей было много политических звезд - король Греции Павел, Джавахарлал Неру, Уинстон Черчилль, папа римский Иоанн XXIII. Это давало ему немалые, в том числе и лоббистские, возможности. Так, в середине 60-х Ренборг знакомится с Эйзенхауэром и с его помощью быстро добивается отмены в стране запрета на использование в пищевых продуктах некоторых компонентов.

Умер Карл Ренборг, как и положено поклоннику подобного образа жизни, абсолютно (или, как говорят врачи, практически) здоровым в 1973 году на 87-м году жизни, оставив после себя гигантскую империю.

 

Цифры и факты сетевого маркетинга (2001 года)

 

С 1980 года начался настоящий бум MLM. Тысячи компаний стали использовать сетевой маркетинг для продвижения на рынок своих товаров. В ассортименте сетевиков оказались самые разнообразные товары – страховые полисы, предметы бытовой химии, пластиковые карты, украшения, посуда, компьютеры, мини-тракторы и многое другое. Сетевой маркетинг стали использовать и крупнейшие компании, такие, как FORD, Colgate, Master-card, Canon, Lipton, Coca-cola, Toyota и многие другие флагманы бизнеса.

Обороты сетевых компаний растут ежегодно на 20-30%, а число дистрибьютеров приближается к 45 миллионам человек. За 2001 год в индустрию сетевого маркетинга пришло более 11 миллионов человек.

В США 15 процентов населения занимаются сетевым маркетингом. Во многих странах мира эта цифра пока составляет не более 5 процентов.

К началу XXI века в мире уже было более 3000 компаний сетевого маркетинга.

Из них 2000 компаний начали свой бизнес на территории США.

Индустрия МЛМ является одной из быстроразвивающихся экономических систем мира. В США 20% долларовых миллионеров сделали свое состояние за счет сетевого маркетинга. Экономисты США предполагают, что в нашем веке 70 процентов всех предприятий мира будут работать с применением концепции сетевого маркетинга. В настоящее время сетевой маркетинг процветает в 125 странах всех континентов.

В Японии более 2 млн. дистрибьюторов реализуют продукцию на сумму $24,5 млрд. в год, в Малайзии – на $465 млрд. На Тайване свыше 2 млн. специалистов в MLM довели в объем продаж до $1,2 млрд.

Объем продаж в Германии – $2,557 млрд., в Италии – около $2 млрд., во Франции – $2,88 млрд. в год.

В Испании сетевиками продается продукция на сумму свыше $500 млн. в год.

Объем продаж в Австрии достиг $200 млн., В Швейцарии составляет $200 млн.

Сотнями миллионов долларов измеряются объемы прямых продаж в Швеции, Норвегии и Финляндии.

В Австралии объем продаж с помощью сетевого маркетинга превысил $1,2 млрд. в год. В Бразилии действует более одного миллиона дистрибьютеров, которые продают продукцию на сумму около $2 млрд. в год.

В Аргентине годовой объем продаж свыше миллиарда долларов.

Объем продаж в Южной Корее достиг $4,62 млрд.

 

СЕТЕВОЙ МАРКЕТИНГ В РОССИИ

 

Россия впервые встретилась с сетевым маркетингом в 1989 году на земле города Новосибирска.

 

"Herbalife"

 

Именно там появились первые дистрибьюторы компании "Herbalife", чья продукция быстро распространилась по всей стране. Впрочем, также быстро распространился и негативный имидж самого MLM и ничего удивительного в этом нет. Если в США и других западных странах MLM уже давно вошел в практику повседневной жизни, плюс законы против финансовых пирамид, то в России MLM упал на абсолютно сырую почву. В него ринулись в погоне за быстрыми и большими заработками тысячи людей, не понявшими ни философии, ни стратегии этого бизнеса (да и откуда было понять, если первые переводные книги по MLM появились лишь годы спустя!). Вступая в серьёзное и совершенно непонятное дело без всякой подготовки, десятки тысяч Россиян очень быстро терпели неминуемый крах и покидали сетевой бизнес разочарованными, виня в своей неудаче кого угодно и что угодно, только не себя. В первую очередь, винили, конечно, сам MLM.

Большую лепту в распространение негативного общественного мнения о сетевом маркетинге внесли и бурно распространившиеся в 90-х годах многочисленные финансовые пирамиды, чья структура внешне похожа на MLM, за исключением главного: в сетевых компаниях люди получают деньги за реальные продажи конкретных товаров, а в пирамидах - за вербовку людей и торговлю "воздухом". Но общественное мнение не вникало в такие "тонкости" и это явилось мощным фактором, сдерживающим развитие России этого социально - полезного и экономически выгодного, как для самих людей, так и для государства.

 

"Save-Invest"

 

Второй компанией, проторившей дорожку в Россию, стал австрийский "Save-Invest", предложивший россиянам швейцарские страховые полисы. По данным Росстрахнадзора, безуспешно боровшимся с австрийским страховым брокером многие годы, россияне с удовольствием вкладывали в швейцарские страховые программы (и вкладывают по сей день) десятки миллионов долларов ежегодно, а десятки тысяч наших сограждан стали дистрибьюторами этой фирмы (недавно она сменила гражданство на швейцарское).

Позже в России появились зарубежные компании AVON, ENRICH, MaryKay, Neways, Oriflame, Vision, Zepter и многие другие, увидевшие в России необъятный рынок сбыта для своих товаров.

 

Первые Российские сетевые фирмы

 

Проверенный десятилетиями во всём мире экономический механизм безотказно сработал и у нас. Стали возникать и отечественные сетевые фирмы - Витамакс, Мирра-Люкс, Преображение... Число их множится ежегодно и, по оценкам газеты "Труд", рассказавшей, "Как сетевой маркетинг приживается в России", только в Москве MLM в 1999 году занималось около МИЛЛИОНА человек, в России - до 3-х миллионов, а в странах СНГ - до 5 миллионов.

Сетевики предлагают сегодня широкий спектр товаров - от посуды до услуг Интернета - а совсем недавно о своей приверженности системе MLM объявили такие известные личности, как Анатолий Климкин, владелец торговой марки элитной женской одежды "Tom Klaim", один из крупнейших российских предпринимателей, и не менее знаменитый бизнесмен Владимир Довгань, чьё имя ещё недавно прочно ассоциировалось лишь с известными сортами водки и сигарет. Теперь появилась новая компания "Служба Довганя", построенная по сетевому принципу и ориентированная на продажу розничных товаров и услуг.

Известные и умные бизнесмены наверняка вскоре заимеют массу последователей среди своих коллег и сетевой рынок получит мощный толчок для своего дальнейшего развития.

 

Развитие научно-методической базы

 

Появилась в России и своя научно-методическая база для развития MLM. С 1997 года регулярно выходит журнал "MLM-перспектива" (как заявлено на его обложке - "для тех, кто выбрал профессию XXI-века"). Издаётся ежемесячная 24-х полосная газета "Хорошие Новости", освещающая деятельность сетевых компаний и положение дел в сетевой индустрии в целом. На Урале появилась своя сетевая газета "Четвёртая волна" - орган "Центра развития сетевого маркетинга и частного предпринимательства". На русском языке изданы огромными тиражами десятки книг американских корифеев сетевого бизнеса - Тома Шрайдера, Джона Каленча, Джима Рона, Джона Фогга... Появились на книжных прилавках и первые отечественные "ласточки" наших лидеров MLM. Российский Институт психологии бизнеса MLM, проводит региональные конференции, собирающие сотни представителей различных MLM-компаний. Во многих городах возникли и активно функционируют Центры профессионалов MLM.

Индустрия мощно развивается и финансовый кризис 1998 года лишь придал ей ускорение; десятки и сотни тысяч "белых воротничков" остались без привычной работы и быстро пополнили ряды сетевых компаний, обретя своё второе рождение, как бизнесмены. В свете нового неумолимо надвигающегося мирового финансового кризиса, который неминуемо коснётся и России, ситуация повторится, как дважды два, так сказать "Дежа-Вю".

Экономическая ситуация, сложившаяся в России к началу 21-го века, сулит дальнейший всплеск этого уникального бизнеса, многие миллионы россиян а ближайшие годы найдут в нём своё новое призвание и удовлетворение.

 Не могу обойти и свой продукт – компьютерную программу дистрибьютора, которая помогает дистрибьютору вести свою обильную базу контактов (детали на http://mlm-soft.ucoz.ru).

  

Подборка и обработка информации 
Юрий Яворовский

Категория: Мои статьи | Добавил: LJSPC-DrNona (18.12.2011) | Автор: Яворовский Юрий Владимирович E W
Просмотров: 3234 | Комментарии: 15 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 2
2 Андрей  
0
Экспресс-Карьера с Орифлэйм проверенная временем, показавшая себя как надежная, готовая система быстрого заработка в Интернете.

http://oriflame-blog.ru/

1 Александр  
0
Существует мнение, что сетевой маркетинг зародился в 1903 году с ванили, корицы и специй фирмы "Уоткинс" - первой компании, предложившей закупать индивидуальным предпринимателям продукты оптом, и продавать их в розницу, напрямую клиентам http://mlm2drugaplus.ucoz.ru/publ/1-1-0-3

Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright Labs JaworowskiSoftPC © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz